Аннотация
Извечная борьба добра и зла издревле волновала людей и была одной их наиглавнейших тем устных преданий и художественной литературы. Злое начало, по большей части аллегорически, изображалось в виде страшного змея, дракона. Христианство неприязненно относилось к ползучим гадам, но в эпоху древних германцев змеи и драконы не были сугубо отрицательными персонажами, и борьба богов и героев с этими рептилиями имела в сказания германцев более глубокое значение, чем заурядное единоборство. Если повнимательнее присмотреться к обильному и разнородному этнографическому материалу, сможем заметить, что сам мотив змееборства имеет явно доисторическое (архетипическое) происхождение. Сказания о дракона и змеях появляются ведь на всех континентах и во всех культурах – от Европы, через Азию и Африку, вплоть до Латинской Америки. Старейшее упоминание о змееборстве найдём в Ветхом завете, в 14 главе Книги Даниила. О драконе упоминается также в Откровении св. Иоанна Богослова. Там с чудовищем сражается Архангел Михаил. Заметим, что в европейской культуре, в отличие, например, от китайской, где дракон – положительный персонаж, змей всегда считался антигероем, олицетворение зла и некоего животного начала, с которым борется и которое побеждает положительный герой. В данном контексте змееборство можно считать символическим отображением борьбы добра со злом. В настоящей статье попытаемся установить генезис и проследить развитие мотива змееборства в русской культуре, которая переняла его из Византии посредством житийной литературы, но в самом скором времени выработала и свои оригинальные варианты во главе с необыкновенной «Повестью о Петре и Февронии Муромских».
Ключевые слова
Дракон, змей, змееборство, зло, агиографическая литература, эпос, жития святых, пророк Даниил, Димитрий Ростовский, фэнтэзи, архетипы.