Аннотация
Статья посвящена аналитическому обзору применения искусственного интеллекта (ИИ) в системе образования, основное внимание уделено работе учителя с нейросетями. В историко-методологическом ракурсе рассматривается эволюция ИИ от экспертных систем к генеративным моделям и показывается, как смена технических парадигм повлияла на дидактические практики и культуру академической коммуникации. В разделе о современном российском контексте описываются институциональные и нормативные рамки внедрения ИИ, развитие отечественных платформ, вопросы локализации языковых моделей для задач гуманитарного цикла. Показано, что ИИ в образовательных технологиях смещает фокус от передачи знаний к организации учебной деятельности, обеспечивая индивидуализацию образовательных траекторий, адаптивную диагностику и масштабируемую обратную связь.
Особое внимание уделено мультимедийным интерактивным онлайн-курсам (МИОК) как формату, интегрирующему генеративные и аналитические инструменты. В разделе о нейросетях и преподавании литературы представлена концепция расширенной педагогической экосистемы «учитель – ученик – инструмент – задача – данные». Показано, что генеративные модели и специализированные ИИ-инструменты могут последовательно и безопасно выполнять роли: тьютора (адаптивная поддержка чтения и письма), соавтора (совместное проектирование интерпретаций), инструмента оценивания (формативная диагностика с прозрачными критериями), тренажера (масштабируемая практика риторики и аналитики). В заключении очерчены перспективы и вызовы использования искусственного интеллекта (в частности, генеративных нейросетей) в образовании.
Ключевые слова
Искусственный интеллект, образование, гуманитарное образование, генеративные нейросети, обучение.
