Скачать PDF

Аннотация

В статье проводится анализ лингводидактического потенциала концептуальных метафор как одного из средств формирования вторичной языковой личности, а также обосновывается целесообразность их выявления.

На основе литературы по проблеме исследования рассматривается сущностная характеристика вторичной языковой личности как трехуровневого психологического конструкта и её структурные составляющие, специфика идиоматики как отличающейся культурной насыщенностью области языка, а также особенности механизма метафорической концептуализации действительности в рамках когнитивной теории метафоры.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью значимости выявления метафорических моделей с точки зрения лингводидактики; новизна – рассмотрением идиоматики сквозь призму модели вторичной языковой личности и когнитивной теории метафоры.

По результатам исследования излагаются преимущества осуществления анализа концептуальных метафор идиом при обучении иностранному языку в контексте каждого из уровней вторичной языковой личности, включающих в себя развитие языковой догадки посредством формирования более структурированного ментального лексикона, преодоление интерференции родного языка при семантизации идиоматических выражений, выстраивание речевого поведения с учетом относительности восприятия и специфики иноязычной картины мира, а также способность к декодированию коммуникативных намерений и импликатур и коннотаций. Изложенные преимущества иллюстрируются на некоторых выявленных авторами статьи метафорических моделях английского языка.

Областью дальнейших исследований может быть описание конкретных способов внедрения в образовательный процесс анализа концептуальных моделей и его соответствующей организации, а также разработка способов организации экспериментальной работы и оценки ее эффективности.

Ключевые слова

Вторичная языковая личность, идиома, идиоматическое выражение, концептуальная метафора, метафорическая модель, иноязычная картина мира, иноязычное лингвокультурное общество.