Скачать PDF

Аннотация

В статье дается семантическая характеристика прилагательных сухой / мокрый в русском языке, а также описывается трансформация их значений в поэзии М. Цветаевой. В качестве эмпирического материала используются такие источники, как Словарь поэтического языка Марины Цветаевой, собрание сочинений поэта, словарь русского литературного языка, данные Национального корпуса русского языка. Методологической основой исследования выступают такие методы, как когнитивно-семантический, лексико-семантический, а также метод сплошной выборки и количественного анализа языковых единиц. Указывается на то, что специфика семантики тактильных прилагательных зависит от многих факторов, среди которых способ взаимодействия с объектом, его физические свойства, опыт эмпирического контакта. Семантика рассматриваемых прилагательных основывается на информации о наличии или отсутствии жидкости на поверхности объекта и ее количестве. Данные адъективы становятся эпитетами, приобретая метафорические значения, относящиеся к человеку и его восприятию. В поэтических текстах М. Цветаевой признак сухой употребляется в абсолютном значении как отсутствие жизни, воды. Признак мокрый ассоциативно сближается с мхом, влажными объектами, что отражает стремление поэта к фонетической и смысловой общности смыслов. Оценочный потенциал данных прилагательных разнонаправлен и развивается в направлении абсолютизации сухости или влажности как эталонных признаков. Изучение тактильных признаков в идиолексиконе различных художников слова позволяет составить объемное представление о механизмах развития вторичных значений вербализующих данные признаки прилагательных. Специфика идиостиля М. Цветаевой состоит в актуализации признаковой лексики, что отражается в составе и объеме тактильных эпитетов.

Ключевые слова

Эпитет, стилистика, М. Цветаева, эпитетный комплекс, признак, эпитеты сухой, мокрый.