Аннотация
Статья посвящена актуальной в отечественном литературоведении ХХ—ХХI вв. проблеме – нового прочтения итогового произведения классика русской литературы ХХ в. М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Воссоздание «хода» русской истории позволило писателю изобразить русский мир на рубеже ХIХ—ХХ вв. в его цельности и осмыслить роль интеллигенции в истории России. Объект анализа – эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)» (1927–1936). Анализ проводится в аспекте: «миссия» русской интеллигенции рубежа веков в изображении М. Горького, осознание собственной исторической роли молодым поколением в революционную эпоху. Автор статьи выдвигает гипотезу: рефлексирующий тип героя-интеллигента Самгина диктовал М. Горькому особый способ повествования и принципы организации произведения «Жизнь Клима Самгина»: книжность, интертекстуальные приемы. Через восприятие Самгина читатель может наблюдать за трансформацией, эволюцией идей персонажей. Повествуя о жизни двадцатипятилетнего студента Самгина, писатель воспроизводит дискуссии в интеллигентном окружении. Образ интеллигенции предстает в контексте высказываний различных персонажей на политические, социальные, этические и эстетические темы времени; размышлений об истории, культуре прошлого – от источников (фольклор, миф) до эпохи рубежа ХIХ–начала XX вв. Идея будущего рождается в ходе горячих споров о народном счастье, судьбе России, о миссии русской интеллигенции в подготовке и свершении революции. Методология статьи: автор использует в комплексе биографический, историко-литературный и типологический методы в сочетании с методами изучения интертекстуальных связей.
Ключевые слова
Русская литература ХХ века, М. Горький, «Жизнь Клима Самгина», русская интеллигенция.