Скачать PDF

Аннотация

Современное образование находится в состоянии непрерывного обновления и поиска инновационных форм, средств, методов обучения, которые соответствовали бы нормативно-правовым основам образовательного процесса, социальным условиям, методическим особенностям преподаваемых дисциплин и психологическим особенностям обучающихся. Не является исключением и процесс обучения русскому языку и литературе. Одной из важнейших психологических характеристик современного обучающегося становится клиповое мышление: данную особенность необходимо учитывать при планировании и реализации процесса обучения филологическим дисциплинам. Проблемой становится поиск таких форм обучения, когда не возникает явного конфликта между предлагаемым в качестве дидактического материала текстом, трудно воспринимаемым обучающимися, и их потребностью в подкреплении любого вида информации короткими визуальными или вербальными сообщениями (клипами). Предметом настоящей статьи является анализ и осмысление возможности экстраполяции клипового мышления на процесс обучения русскому языку и литературе. Представлен анализ феномена клипового мышления, рассмотрена перспектива переосмысления технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала для гармоничного внедрения в систему филологического образования. Обозначенная технология предполагает ориентацию на компрессию учебного материала и представление его в символьной форме, что способствует удачному усвоению материала современными школьниками, обладающими клиповым мышлением. При этом принципиально важно, чтобы опоры (схемы, образы) не вступали в противоречие с осмыслением понятий и текстов. Обоснована актуальность применения технологии, её элементов на уроках русского языка и литературы с учётом развития всех видов речевой деятельности, предложены методические приёмы речетворческого развития обучающихся, работы с текстами.

Ключевые слова

Клиповое мышление, клип, филологическое образование, обучение русскому языку, обучение литературе, визуальный образ, текст.