Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается мейнстрим образования как процесса воспроизводства деятельности и трансляции культуры. Альтернативой этому образованию выступает образование развития. В классической схеме шага развития уточняются перфектные и имперфектные зоны времени. Процесс развития рассматривается применительно к человеку как субъекту образования. Подчёркивается, что развитие исходит из несовершенства самого человека, его прошлого, настоящего и будущего. Это является витальной основой образования в течение жизни. Человеческий мозг утроен таким образом, что в памяти сохраняются только последняя версия образов, идеалов и других идеализаций. Вместе с тем нам не дано знать эти идеализации, которые возникнут у нас в будущем. Это обстоятельство приводит к тому, что образы и идеи настоящего – единственные независимые от нас компоненты процесса развития и мышления. Утверждается, что образование развития тесно связано с пониманием и герменевтикой, в частности, с герменевтическим кругом Ф. Шляйермахера и процессом понимания, описываемым δ-функцией. Кроме того, образование развития связано с креативным образованием, прежде всего, с его эгалитарными формами и методами. В итоге статья подходит к проблеме онтологии человека. В статье используется методологическая схемотехника.

Ключевые слова

Образование, социокультурная трансляция, воспроизводство, развитие, человек.