Аннотация
В статье рассматривается проблема интерпретации текста классической литературы с позиций постструктурализма путем реализации стратегии деконструкции. Пьеса Б. Акунина «Чайка», представляющая результат деконструкции одноименной комедии А. П. Чехова, демонстрирует возможности постструктуралистского подхода в интерпретации основных аспектов одного из самых известных драматургических произведений классика: специфики жанра, композиции, особенностей трактовки образов действующих лиц, контекстов разного типа. Проблема авторского определения жанра классической «Чайки» как комедии рассматривается Б. Акуниным путем тестирования возможностей перекодировки текста в форматы комедии дель арте и детектива. Вопрос об архитектонике чеховской пьесы рассматривается на уровне исследования вероятностных изменений семантической доминанты художественного мира при отказе от наиболее значительных элементов композиции: открытого финала и «призрачного» пятого действия. Аналогичный прием использован и при рассмотрении образов действующих лиц: чеховский отказ от деления героев на главных и второстепенных замещается данной каждому персонажу возможностью выступить в роли главного героя. Проблема поэтики чеховского подтекста рассмотрена через его взаимоотношения с контекстом, который материализуется непосредственно в тексте акунинской «Чайки». Пьеса Б. Акунина представляет собой многоуровневый текст, который может быть маркирован в том числе и как литературоведческое эссе, демонстрирующее постмодернистскую чувствительность в плане особого способа представления информации в работах гуманитарного профиля. «Чайка» Б. Акунина в этом смысле являет собой «действующую модель», с одной стороны, позволяющую отчетливо представить систему основных аспектов чехововедения в плане осмысления специфики пьесы А. Чехова, с другой – посредством деконструкции активизировать скрытые в ее тексте множественные семантические коды.
Ключевые слова
Постструктурализм, деконструкция, Чехов, Акунин, контекст, жанр, семантический код, архитектоника.