Скачать PDF

Аннотация

В статье в сравнительном аспекте впервые в отечественной науке рассматриваются два стихотворения об императоре Павле I, написанные в начале советской эпохи Н. Я. Агнивцевым и П. Г. Антокольским. Предметом изучения стал художественный историзм двух поэтов, его формы и способы выражения в поэтическом тексте. Стихотворения, которые являются частью более крупных составных текстовых образований – книги стихов и цикла, отражают стремление двух авторов подвести итоги российской истории, осмыслить свойственный ей катастрофизм, осознать своё место в ней и своё отношение к России ушедшей (царской) и к России настоящей (советской). Агнивцев, известный в дореволюционном Петербурге поэт, и мыслями, и сердцем остается в прошлом – в России дореволюционной. Соответственно ему ближе оказывается такая форма историзма, как ретроспективизм, и такое «историческое чувство», как ностальгия. Москвич Антокольский симпатизировал революционным идеям еще с 1900-х гг., и его оценка царского режима, в частности правления императора Павла и его личности, была более суровой и жесткой. Он активно использует сатиру и гротеск, а его историческое сознание нацелено на разрыв с прошлым и устремлено в будущее; его историзм предвосхищает прогрессистскую концепцию историзма советской литературы. Художественный историзм нашел у поэтов интересное стиховое выражение. Оба произведения относятся к повествовательной лирике, связаны с жанром баллады. При этом Агнивцев «эксплуатирует» традиционный «некрасовский» 3-стопный анапест с привычными для того сатирическими, бытовыми и народными тематическими тенденциями. Антокольский обращается к редкому сверхдлинному размеру – 8-стопному хорею, пытаясь, по-видимому, использовать его семантику. Она связана, с одной стороны, с переводом «Ворона» Э. По, сделанным К. Бальмонтом, т. е. с романтической мистикой; с другой – с древним эпосом, «индоевропейской строкой» (Вл. Пяст), т. е. с давно прошедшим историческим временем. Сближает двух поэтов такой прием – проявление художественного историзма, как «театрализация истории».

Ключевые слова

Император Павел I, Н. Я. Агнивцев, П. Г. Антокольский, компаративистика, историческая тема, историзм, ретроспективизм, русская поэзия Серебряного века, театрализация, семантика стихотворного размера.