Скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена рецепции чеховского мифа, занимающего особое место в писательской эссеистике А. Битова. Автор статьи подчеркивает, что современного писателя интересовали не столько подробности психологии А. П. Чехова, сколько загадка целостности и гармоничности, присущая личности последнего русского классика. В работе изучается феномен «наложения» совсем «не близких» по поэтике А. С. Пушкина и А. П. Чехова в очерке А. Битова «Мой дедушка Чехов и прадедушка Пушкин (Автобиография)», который реализуется в ряде аспектов: в пограничном положении «зачинателя» и «завершителя» «золотого века» русской литературы, в близости духовно-нравственных ориентиров, в феномене «цивилизованности»/«культурности», явленном в наследии обоих творцов, наконец, в чудесной дате рождения, вычисляемой по астрологическому календарю. С битовским осмыслением личности «последнего классика» автор статьи связывает проблему идентификации современного человека, несущего на себе бремя «невоплощенности» и пытающегося прозреть «свое», индивидуальное в «дедовском» и «прадедовском» существованиях. В связи с этим рассматривается центральная в ряде произведений А. Битова оппозиция роль/назначение, раскрывающаяся в антиномиях подлинное/мнимое, действительное/иллюзорное в контексте становления битовского «островного» типа сознания, на формирование которого в большой степени повлияло предпринятое «по стопам Чехова» путешествие на Сахалин. Отмечается мастерство А. Битова-эссеиста и аналитика литературы, синтезировавшего в очерке элементы разных жанров (путешествия, мемуаров, автобиографии). В авторской интерпретации судьбы А. П. Чехова подчеркивается роль критерия экологичности, родственного битовской трактовке «экологии вдохновения», а также важность данного аспекта в осмыслении прозы писателя-постмодерниста.

Ключевые слова

Битов, Чехов, Пушкин, мифологизация, деконструкция, биография, самоидентификация.