Аннотация
Цель статьи заключается в выявлении и анализе приемов создания комического эффекта в ранних рассказах А. П. Чехова. Исследование выполнено на основе методов семантического и стилистического анализа художественного текста. Основными приемами создания комического эффекта в ранних рассказах Чехова являются ирония, столкновение разноплановых языковых средств, стилизация, прием семантического параллелизма. Ирония рассматривается не только в традиционном плане как использование слова или выражения в смысле, противоположном закрепленному в лексической подсистеме, – предлагается ее понимание как эмоционально-смысловой доминанты текста, организующей общую идею произведения, и как модального типа текста, отражающего отношение автора к героям. Столкновение разноплановых языковых средств как прием создания комического находит выражение в соединении в одном контексте семантически, эмоционально-стилистически и функционально разнородных языковых единиц; оно часто сопровождается таким явлением, как антитеза, сополагается с приемом иронии. Выявлена такая особенность чеховского приема стилизации, как пародирование «беллетристического» стиля, которое создается с помощью тематической отнесенности стилизованного фрагмента текста, лексических, синтаксических и метаязыковых средств. Прием семантического параллелизма как способ создания комического (и трагикомического) эффекта понимается широко: как лексический повтор, контекстуальное сближение лексических единиц, являющихся ключевыми для содержания произведения, а также как сопоставление понятий в рамках сравнений и метафор для комического изображения внешности персонажа или его внутренней сущности. Наблюдения, представленные в статье, могут быть использованы при изучении особенностей языка и стиля А. П. Чехова в вузе и школе.
Ключевые слова
Чехов, ранние рассказы, комическое, прием создания комического, ирония, столкновение разнородных языковых средств, стилизация, семантический параллелизм.