Аннотация
В статье рассматривается проблема понимания сущности природы в трудах французских писателей продекадентской направленности. Основное внимание сосредоточено на проблеме взаимосвязи таких понятий, как «природное» и «сотворенное» (искусственное) в литературно-критических статьях и литературных произведений Ш. Бодлера и Ж.-К. Гюисманса. Анализируются истоки самого понятия «сотворенная природа» (natura naturata), которое активно противостоит «природе творящей» (natura naturans). Рассматриваются причины бунта против природы-разрушительницы, в основе которого лежит негативное отношение к классической аристотелевской установке на «подражание природе» как непременному условию для любой творческой личности. И в этом контексте важное место отводится Ш. Бодлеру, который, не приняв романтического пантеизма, выдвинул тезис о бесполезности природы, которая ничему не учит. Основательно пересмотрев руссоистскую чувствительность в отношении природы, он в своем сборнике эссе«Поэт современной жизни» обратился к ее хтонической составляющей. Что же касается чисто художественных текстов, то, по нашему убеждению, «сотворенная природа» в полной мере предстала в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот», герой которого дез Эссент, вообразив себя творцом, задумывает преобразить окружающий мир, исходя из своих желаний и внутренних потребностей. Жизненным кредо для него становится «искусственность», которая доминирует над всем остальным. На примере статей и художественных текстов Бодлера и Гюисманса делается вывод, что писатели продекадентской направленности, отвергнув принцип «мимезиса», выдвинули идею «сверхприродности» и рассматривали природу только в качестве сырьевого придатка искусства, поставщика материала для воображения творца.
Ключевые слова
Сотворенная природа, декаданс, Бодлер, новое искусство, Гюисманс, деспотизм природы, искусственность, природное начало, критик.