Аннотация
Русский эмигрантский поэт С. С. Бехтеев (1871 - 1954) больше всего известен своими поэтическими текстами, посвященными последнему российскому императору Николаю Второму. Являвшийся убежденным монархистом поэт до конца своей жизни остался верен памяти убитого большевиками царя.В настоящей статье проводится подробный анализ тех из стихотворений Бехтеева, в которых появляется мотив иконы («Перед иконой Богоматери», «Небесная Царица (Икона Державной Богоматери)», «Николай Второй», «Венценосец», «У креста» и др.). Показывается, что все произведения, принадлежавшие данной группе, выдержаны в жанре поэтической молитвы. Они условно разделяются на две категории: те, в которых лирический субъект обращается с молитвой к Иконе Богородицы, и те, где он обращается с молитвой непосредственно к Николаю Второму, сравнивая его с Иисусом Христом.Устанавливается, что бехтеевские лирические молитвы к Образу Богоматери продолжают экфрастическую традицию XIX века. Основное их отличие от более ранних произведений, принадлежавших данному жанру, составляет тот факт, что лирический субъект отдает здесь под защиту Богородицы не только самого себя и своих близких, но и всю Россию, ее самодержавный строй и особу монарха. Автором доказывается, что в своих молитвах к Николаю Второму Бехтеев совершенно сознательно использует лексику, присущую иконописи («лик», «образ»), чтобы с помощью иконы приравнять последнего российского императора к самому Христу, подчеркнуть его обожествление. Акцентируется в статье внимание на роли Бехтеева как одного из основоположников современной ереси царебожничества.
Ключевые слова
Икона, мотив, молитва, экфра экфразис, С. С. БехтеБехтеев , Николай II , обожествление, царебожничество