Аннотация
Концепт «Другой», являющийся органичной частью мировосприятия А. Битова, не получил достаточно серьезного освещения в работах современных литературоведов (отдельные замечания о данном феномене можно встретить в монографии Э. Чансес). Автор статьи пытается восполнить данный пробел, анализируя особенности репрезентации концепта в романе«Улетающий Монахов». Концепт «Другой» в соответствии с учением Ж. Делеза и Ф. Гваттари рассматривается в статье в нескольких вариантах: как субъект, объект и как «возможный мир». Изучение структуры и семантики концепта позволяет сделать вывод о Другом как необходимом условии осмысления «Я» автором и героями, несущими в романе бремя «невоплощенности». Характер их отношений с Другим объясняется стремлением вынести суждение о себе, познать свою личность, нивелировать фиктивность собственного существования. В статье рассматриваются образные, метафорические, символические и аксиологические составляющие концепта, представленные в образах «близнецов», «двойников»,«братских рифм» и подобий, постигаемых Монаховым либо как «иное», либо как «свое». Подчеркивается роль принципа зеркальности, позволяющего автору продуцировать разнообразные версии судьбы главного героя и его возлюбленных. Не менее значимыми представляется анализ влияния феномена Другого на процесс авторской самоидентификации. В роли дублета самости писателя выступает сознание героя романа, тексты, созданные А. Битовым ранее, а также послепушкинская русская словесность,которая представлена в «Улетающем Монахове» как серия «бледных оттисков» и копий.
Ключевые слова
А. Битов, концептный анализ, Другой, иной, двойник, близнец, возможный мир, сознание, идентичность.