Аннотация
На материале романа «Бедные люди» рассматривается ценность семьи в художественном мире произведения. Утверждается, что семейные ценности базируются на мировоззренческом и читательском опыте писателя. Из читательского опыта Достоевский берет традицию русской литературы и подает ее как идеал, из зарубежной - как антиидеал, из мировоззренческого опыта - представление о том, какой должна быть праведная семья, истинные ценности которой были заложены в нем еще с детства. Для Достоевского-художника идеал семьи познается как оппозиция антиидеалу (или антиценности). Антиценностью в мировоззренческом опыте Достоевского является случайное семейство. Антиценность случайного семейства заключается в утрате биологических и духовных связей между членами семьи, во взаимной вражде и ненависти, как итог - человек появляется «неготовым», нравственно опустошенным. Несмотря на скромную фабулу, роман «Бедные люди» демонстрирует множество семей, семей самых разнообразных, включает яркие семейные истории, можно сказать - весь сюжет произведения сосредоточен на семье. Однако если до Достоевского благородный человек происходил из благородного семейства, то в романе «Бедные люди» утверждается духовный статус личности, на первый взгляд, в неблагородном семействе. В этом произведении много социально неблагополучных семей, члены которых не утратили способность любить друг друга. Достоевский утверждает: от крепкой семьи зависит даже не государство, а нравственная сущность человека.На примере жизни героев Достоевский воплощает вполне очевидную аксиологическую формулу: утрата семьи есть нравственное опустошение, обретение семьи есть обретение себя.
Ключевые слова
Аксиология, русская литература, Ф. М. Достоевский, мысль семейная, роман «Бедные люди», семейные ценности.