Скачать PDF

Аннотация

Художественная избыточность представляет важную особенность творческого воображения Достоевского и отражается в поэтике произведений. Писатель сам осознавал эту особенность: образы некоторых своих героев он воображал настолько потенциально богатыми по смыслу, что они не могли выразиться в одном конкретном произведении. Это касается и сюжетных ситуаций. В череде романов наблюдаются автореминисценции, возникает ряд героев, которые «наследуют» свойства предыдущих. Обнаруживает себя художественная избыточность воображения писателя не только на уровне персонифицированных образов, но и в сопоставлении сюжетных ситуаций из разных произведений, а также на уровне повторяющихся, особо колоритных метафор, сказывается она и в идейном содержании творчества. Особое внимание в статье уделяется вопросу о том, как связаны художественное воображение Достоевского и его философская интуиция. Критично рассмотрены суждения В. В. Розанова о «диалектике Достоевского». Во многих текстах писателя суждения героев, соотношения их образов и отдельных сюжетных ситуаций могут восприниматься как вполне отвечающие диалектической логике. Однако говорить о «диалектике» Достоевского можно лишь условно. Предметом исследования становятся бинарные оппозиции как универсальное средство познания мира в художественном преломлении Достоевского. Целью статьи является показать на ряде примеров, что за видимой диалектикой в романах писателя обнаруживаются указанные оппозиции, которые свое осмысление и развитие в широкой научной сфере получили в середине XX века. Философское содержание творчества Достоевского рассматривается в таком ракурсе впервые, что обусловливает новизну подхода. Бытующие в науке представления о философском пафосе писателя подвергаются актуальной коррекции. Выявленные в статье в статье, лишь обозначенные и другие возможные философско-содержательные оппозиции дают материал для более масштабных исследований, вплоть до диссертационных.

Ключевые слова

Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов, художественная избыточность, художественное воображение, сюжетные ситуации, диалектика, бинарные оппозиции.