Аннотация
Поиск путей общественной интеграции в настоящий период обусловливает особое внимание к осознанию человеческой идентичности. Важность осмысления себя через Другого признается многими отечественными и зарубежными мыслителями. Современному человеку, живущему в век потребительской культуры, чтобы понять глубинную сущность бытия, человеческой души, своей и другой, необходимо суметь вдуматься, вчувствоваться в «со-бытие» Другого. Поэтому представляются интересными размышления русских символистов возможностях осознания своей сущности в сравнении с Другим, как то, что отлично от Другого.В русском символизме проблема осознания себя через Другого рассматривается в контексте понимания символической природы искусства, признании аполлоновского и дионисийского типов творчества. В символистском искусстве совершается реальное переживание «Я» - Другой. Дионисийская идея трактуется Ивановым как пробуждение сознания в личности: ряд внутренних состояний у каждого человека предстает как Другой. Дионисийская стихия, несмотря на ее порывы и безумия, является «организующимся хаосом», она изменяет структуру сознания «Я».Понятие Другого в учении Иванова рассматривается в двух значениях: Другой как инаковость (другое вообще) и Другой как другое лицо моего «Я». Оба понятия объединяет идея самопонимания индивида. Понятия сосуществуют, объясняя друг друга: инаковость Другого открывается через понимание себя и наоборот. Основная мысль рассуждений Вяч. Иванова: человек для самосознания должен постоянно стремиться понять Другого, который находится не только рядом, но внутри собственного мира личности. Представления Иванов об искусстве как средстве преодоления человеком грани своего личного и человеческого сознания и соединения с Другим, природой, миром могут стать одним из направлений в поиске путей самоосознания.
Ключевые слова
Проблема Другого, русский символизм,Ключевые слова: проблема Другого, русский символизм, природа искусства, Вяч. Иванов.