Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается любовная лирика периода Первой мировой войны, принадлежащая как известным в свое время авторам, так и представителям массовой военной поэзии. Показано жанровое многообразие произведений, среди которых стихотворные зарисовки, внутренний монолог лирического героя, поэтическое послание и др. Отмечается, что при использовании авторами многочисленных модификаций основой жанровой структуры любовной лирики означенного периода является лирический дневник. В нем запечатлены как перипетии личных отношений лирического героя/лирической героини, так и социально-политические, исторические реалии трагического и героического времени, о чем свидетельствует фактологическая основа произведений. Отсюда и особенности воплощения в них женского образа - возлюбленной, жены, матери, на что в статье обращено особое внимание. Установлено, что в стихотворениях как поэтов, так и поэтесс женский образ психологически точен, сопряжен с мифопоэтической и литературной традицией. Русская женщина явлена в абсолютном большинстве лирических стихотворений как спасительница, охранительница мужчины-воина. Ее верность и преданность, способны противостоять самой смерти. При всех видимых различиях, образ возлюбленной/жены/матери имеет общие черты: отражает ментальность автора, самоценен, может быть рассмотрен как неотъемлемая часть образа мужества, образа Родины и как воплощенная жизненная ценность, ассоциирующаяся с миром и счастьем, которую необходимо защищать даже ценой жизни. Архетипы дом (семья), женщина, любовь сопряжены с образом войны/смерти/хаоса, что позволяет сделать вывод о том, что любовь в анализируемых произведениях представлена как чувство оборонное.

Ключевые слова

Лирический герой, архетип, ментальность, национальный характер, духовная общность, мифопоэтические реминисценции.