Скачать PDF

Аннотация

В статье, посвященной анализу формирования и эволюции агиографического канона, рассматривается житие новомученика протоиерея Александра Никольского (1879-1938), чьи потомки проживали в г. Магнитогорске. Представлено краткое житие новопрославленного святого, составленное правнуком о. Александра, д.ф.н. Е.В. Никольским, проанализирована его кандидатская диссертация «Процесс духовного христианского совершенствования по изображению епископа Феофана», написанная в 1911 г. в Московской духовной академии и получившая положительные рецензии ректора Академии, епископа Волоколамского, викария Московской епархии Феодора (Поздеевского) и инспектора Академии, профессора Александра Павловича Шостьина.Выявлены основные особенности современного агиографического канона жития новомученика Александра Никольского: документализм, широкое использование воспоминаний потомков. Интимность повествованию придают личностные характеристики новомученика и лирические отступления автора. Сравнение житий нового времени с житийным каноном, а также исследование агиографии XIX-XX вв. позволяют выявить такую тенденцию ее развития, как размывание форм и границ жанра. С выпадением жития из богослужения Православной Церкви оно стало во многом подчиняться общим закономерностям литературного процесса. При этом крайне существенно, что вся литература нового времени развивается в направлении все большей секуляризации, что определяет и возрастающую секуляризацию агиографии. Традиционное нравственно-назидательное понимание агиографического произведения сейчас отходит на второй план, что приводит к значительному усилению психологизма в житии. В настоящее время жития новомучеников не изучены как объект и словесного искусства и как жанр, стоящий на грани художественной и документальной литературы, что обуславливает актуальность обращения к данной теме.

Ключевые слова

Агиографический канон, документальная проза, житийный жанр, новомученики, канонизация, протоиерей Александр Никольский (1879–1938), биография.