Аннотация
Предметом исследования в данной статье являются актуальные для современной лингвистики вопросы, связанные с нарушением этико-речевых норм, включающих такие понятия, как доброжелательность, милосердие, честность, бескорыстие, уважение к людям разных национальностей. Отмечается, что этические нормы исключают грубое, агрессивное поведение, которое делает неэффективным общение людей, приводит к межличностным конфликтам и оказывает негативное влияние на эмоциональное состояние собеседников. В работе рассматриваются примеры неэкологичной рекламы, упоминаются насмешливые, циничные названия российских магазинов, приводятся образцы употребления в средствах массовой информации некорректных слов, выражений, аббревиатур, отражающих цинизм современного общества. Делается вывод о том, что в современном российском обществе происходит ценностный сдвиг, связанный с распространением массовой прозападной культуры, для которой характерно превосходство материальных ценностей над ценностями духовно-нравственными. Способом преодоления цинизма в языке и речи, с точки зрения автора статьи, является формирование в образовании и средствах массовой информации здорового отвращения к явлениям, разрушающим традиционную систему ценностей. Борьбе с цинизмом в оценке всего происходящего вокруг поможет и разработка словарей, специально направленных на укрепление и утверждение этико-речевых норм коммуникации.
Практическая значимость работы заключается в том, что целенаправленное изучение языка массмедиа в культурно-речевом аспекте будет способствовать повышению общей культуры общества и формированию нравственной культуры подрастающего поколения.
В работе были использованы методы лингвистического наблюдения и описания, что позволило обнаружить языковые и речевые факты, нарушающие этические нормы русского языка.
Ключевые слова
Лингвоцинизмы, циничные аббревиатуры, этические и коммуникативные нормы, язык средств массовой информации