Аннотация
Проблема сакрализации национального начала (выразившееся, в частности, в идее и концепте «Святой Руси») в русской культуре и литературе была и остается очень актуальной. Зачастую она входила в противоречие с христианской доктриной. На тему «Святой Руси» писал Федор Иванович Тютчев. Он воспринимал идею не как утопию, а как реальность. Через «Святую Русь» поэт пытался определить место и роль России в мире. В числе поэтов, развивавших концепцию «Святой Руси» в своем творчестве, можно назвать и Алексея Степановича Хомякова. Он был художником, публицистом, но прежде всего философом, основоположником славянофильства. Его творчество полно философско-религиозных мотивов. В своих произведениях поэт обращается к вопросам правды, веры, любви, молитвы. Хомяков рассматривал идею «Святой Руси» с критических позиций. Его поэзия на популярные уже несколько столетий темы Святой Руси и Третьего Рима - скорее вопль библейского пророка, своеобразная иеремиада, скорбь о грехах «Нового Иерусалима», чем панегирик в честь реальных (зачастую преувеличенных), или мнимых побед, и достижений Российской (или иной) империи. Со строго богословской точки зрения, его поэзия приближается к художественной (ре)презентации христианской доктрины (в чистоте ее догматического разумения); у него речь идет о поклонении Богу (аdoratio) и почитании (veneration) народных святынь. Но его глас (вопиющего в социальной пустыне пророка) не был услышан, поэзия оказалась полузабыта. Но медь и триумфы продолжают звучать в неисцеленной суете мира сего.
Ключевые слова
Христианство vs язычество, святая Русь, Третий Рим, консерватизм, славянофильство, ересь, ортодоксия, романтизм, политическая поэзия, панславизм, польский вопрос, национальная идея