Скачать PDF

Аннотация

В статье оцениваются функции иронии и самоирония героев в романах Ф. М. Достоевского, присутствие иронии в которых, является существенным, почти сюжетообразующим, элементом поэтики в первую очередь - в «Бесах» и «Подростке». Функция иронии в этих романах достаточно контрастна. Если в «Бесах» ироническим тоном хроникера окрашено буквально все, то в «Подростке» ирония более локальна, так как связана, прежде всего, не с образом повествователя, а с образом Версилова. Возможно поэтому недостаток внешней иронии компенсируется самоиронией героя. Самоирония героя - признак зрелости, возросшей способности критической самооценки, с другой - мягкая форма проявления «двойничества», драматичного раздвоения, даже расслоения, личности. Самоиронию можно рассматриввать как следствие «ролевой множественности» личности. Каждая из ролей этих героев оказывается неоднозначной. В центре внимания - авторская ирония, ирония хроникера, а также ирония и самоирония персонажей. Также выявляется функциональная зависимость иронии от жанровой природы повествования. Прослеживаются изменения в статусе субъекта и объекта иронии от романа к роману. Концентрация иронии в романе «Бесы» намного выше, чем в других романах Ф. М. Достоевского за счет сочетания иронии и самоиронии повествователя и персонажей и авторской иронии, характерной для жанра политического памфлета. В следующем романе-исповеди«Подросток», на фоне угасания иронии повествователя, возрастает роль иронии и самоиронии Версилова. В «Братьях Карамазовых», в силу особенностей жанровой природы произведения, происходит возврат к более сбалансированному распределению иронии между хроникером и персонажами.

Ключевые слова

Функция иронии, самоирония, герой-ироник, двойничество, романтический образ.