Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме литературоведения рубежа ХХ-ХХI вв. - исследованию поэтики пространства в художественном произведении. Объект анализа - русская автобиографическая проза первой трети ХХ в. В качестве материала для анализа хронотопа избраны автобиографические повести знаменитого российского художника К. Петрова-Водкина (1978-1939)«Хлыновск» и «Пространство Эвклида», написанные в начале 1930-х гг. Воссоздание пространственности позволяет писателю изобразить и осмыслить мир в его цельности. Эта особенность поэтики определяет национальную идентичность художника, его принадлежность русской культуре. Как и для авторов произведений русской классической литературы, запечатлевших пейзажи провинциальных городов, для К. Петрова-Водкина источником для создания пространственных образов является русский фольклор в многообразии его жанров (сказки, легенды, предания об образовании городов). Особую поэтичность портрету родного для К. Петрова-Водкина Хлыновска придают топонимы, детали словесного пейзажа «реконструируемой» живописцем панорамы просторов Волги. Во второй части автобиографической дилогии «Пространство Эвклида» пространственность мышления автора воплощается через изображение множества различных пространств. К. Петров-Водкин обогащает петербургский текст русской литературы самобытными пространственными образами. Автор статьи выдвигает гипотезу: о влиянии в автобиографической прозе К. Петрова-Водкина на систему образов идеи писателя о «власти факта» над человеком; переживание событий личной жизни в сознании автобиографического героя-повествователя определяется его пространственным мышлением, а не образами времени. Автор статьи автор опирается на концепцию пространственности русской культуры музыковеда Л. Серебряковой. Методология статьи: автор использует биографический, историко-литературный и типологический методы.
Ключевые слова
К. Петров-Водкин, автобиографическая повесть, русская литература ХХ века, пространство, живопись.