Скачать PDF

Аннотация

В центре внимания - две «комические повести» Ф. М. Достоевского, написанные в один период. В плане художественной гендерологии между произведениями наблюдается несомненная связь. Гендерологические искания Достоевского достаточно выразительно воплощаются в первом послекаторжном произведении - в «Дядюшкином сне». В повести «Дядюшкин сон» автор в комическом виде рисует картину победы «феминизма» в семейных отношениях. Мотив разительной возрастной разницы почти в пародийном виде выражен в повести: дряхлый, но состоятельный старик-князь не прочь жениться на молодой девушке. Причем его мечтания продиктованы не половым, а эстетическим инстинктом.В «Дядюшкином сне» развернут широкий спектр именно женских типажей и характеров, для которых мужчины как будто заведомо«не в счет» (Наталья Дмитриевна и ее ничего не значащий муж, Софья Петровна, бьющая мужа и выпивающая несколько рюмок водки в день, Степанида Матвеевна, «обладающая» князем и его свободой).Но центральную роль играет Москалева. Если в «Дядюшкином сне» очевиден комический феминоцентризм, то в «Селе…» общая картина складывается почти обратным образом. Как будто Достоевский кардинально меняет полюса в другом произведении для соблюдения некоего баланса точек зрения. В «Селе Степанчикове и его обитателях» дается обратный вариант - показан результат пагубного воздействия мужского влияния Фомы Опискина на семью Ростанева. В роли интригана, умело манипулирующего за счет знания женской психологии, в повести выступает мужчина - Мизинчиков. Именноот этого образа развивается галерея мужских персонажей в последующем творчестве Ф. М. Достоевского: князь Валковский, Свидригайлов, Тоцкий и другие.

Ключевые слова

Художественная гендерология, сюжет неравного брака, феминизм, антифеминизм, мужские и женские роли.