Скачать PDF

Аннотация

Исследуется проблема трудностей чтения студентов. Трудности чтения рассматриваются как ситуативная подсистема чтения, которая состоит из объективных сложностей. Осознание и преодоление трудностей чтения являются факторами саморазвития студентов. Преодоление трудностей чтения посредством их осознания в процессе читательской рефлексии рассматривается как важнейший фактор читательского саморазвития. В отличие от развития саморазвитие - это всегда осознаваемый процесс. Через осознание идет трансформация личности читателя. Саморазвитие реализуется преодолением субъективных трудностей чтения через выход в рефлексивную позицию. В рефлексивной деятельности выделено несколько этапов: 1) выявление наличествующих проблем; 2) постановка цели; 3) планирование деятельности; 4) деятельность; 5) анализ качества деятельности, проверка результатов; 6) исправление обнаруженных недостатков; 7) сопоставление результатов с достигнутой целью. Все они рассмотрены как механизм осознания трудностей чтения. Представлен технологический процесс саморазвития, включающий четыре блока: эмоционально-рефлексивный; мотивационно-целевой; процессуально-ориентировочный; результативно-проектный и приоритетные методы. Показано, что они могут протекать последовательно, от предфазы - к постфазе читательской деятельности. Технология осознания трудностей чтения литературы отраслевой тематики состоит из следующих блоков: эмоционально-рефлексивного, мотивационно-целевого, процессуально-ориентировочного, результативно-проектного. Предложенная технология дает студенту базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для осознанного преодоления трудностей чтения и сознательного управления саморазвитием. Первый блок методов (эмоционально-рефлексивный) направлен на осознание и устранение трудностей чтения. Второй блок метод (мотивационно-целевой) призван обеспечить заинтересованность студентов в работе и направлен на осознание и устранение трудностей чтения. Описанная библиотечно-педагогическая технология на основе осознания и преодоления трудностей чтения призвана расширить образовательное пространство и расширяет возможности педагогического диалога.

Ключевые слова

Чтение, трудности чтения, читательская рефлексия, осознание и преодоление трудностей чтения, саморазвитие студентов, технология саморазвития.