Аннотация
Основное внимание в работе сосредоточено на анализе представлений А. С. Пушкина о счастье, которые отражены в его ранней лирике. Жизнелюбие и оптимизм Пушкина определяют и его позицию в отношении к счастью. В исследовании показано, что поэт, безусловно, учитывает богатейший опыт, накопленный в мировой культуре в интерпретации феномена счастья, но, даже следуя за другими, поэт формирует собственное видение и понимание счастья, что отражает в своем творчестве. В работе анализируются стихотворения, в которых проявляется увлечение юного Пушкина гедонистической философией. Рассмотрены и составляющие эпикурейского счастья для лирического героя поэта: культ дружбы и чувственных удовольствий, признание могущества вина, увлеченное обсуждение с друзьями вопросов искусства, свобода от внешних условностей, игнорирование значимости богатства, карьеры, социального статуса, способность творить, понимание того, что счастье пребывает не в материальном мире. Закономерно, что счастье герой Пушкина находит не в столичном городе, где все подчиняется условностям, а мире сельского покоя. Философия эскейпизма Пушкина определяется влиянием и античных философов, и европейских и русских просветителей, и ранних русских романтиков. Счастье представляется Пушкину состоянием стремительно меняющимся. Принятие факта мимолетности счастья заставляет Пушкина ещё больше ценить это состояние, как и саму жизнь. На представления Пушкина о счастье повлияла и христианская культура, что определяет появление категории страдания в размышлениях о счастье, а также обращение к формуле «Блажен, кто…». Соотносится счастье у Пушкина и с судьбой. Для Пушкина счастье прежде всего не дар богов, а земное переживание, побуждающее человека на поступки, становящееся целью его устремлений.
Ключевые слова
Пушкин, лирика, античность, христианство, гедонизм, эпикуреизм, эскейпизм, счастье.