Аннотация
В данной статье автор продолжает свои изыскания по теме «лишнего человека» в мировой литературе. Образ лишнего человека сформировался на стыке двух эпох – допетровской и послепетровской, на границе «эпохи действия» и «эпохи мысли». Противостояние политической, патриархальной власти зародило чувство отчуждения у части образованных дворян, которые благодаря полученным знаниям открыли новые перспективы для дальнейшего развития, но не были в состоянии их реализовать в российской действительности.
В начале статьи представлены черты лишних людей в произведениях 1820-х – 1840-х годов, таких как «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Кто виноват», а также в раннем творчестве Ивана Тургенева. Этот перечень завершил заглавный герой романа Ивана Гончарова «Обломов». Было установлено, что эти люди характеризовались общественной пассивностью и неверием в свои силы, несмотря на полученное образование и умение рассуждать. У этих персонажей всегда есть идеал или мечта, которые приводят к конфликту мира идеального с реальным. Такие люди очень редко заводят друзей и семьи, так как они очень сосредоточены на себе, а иногда даже эгоистичны. Они часто скитаются по стране, не могут обрести себя и смысл своей жизни, и умирают в раннем возрасте, не оставив ничего после себя, кроме пустых слов.
Более детально проанализирован рассказ И. С. Тургенева «Яков Пасынков». В статье описывается история создания этого произведения, отмечается, что данный рассказ был написан в течение двадцати дней и что Тургенев развил в нём ранний неосуществлённый сюжетный замысел пьесы «Вечеринка». Далее автором представлена подробная характеристика Якова Пасынкова, детально раскрыты присущие ему черты лишнего человека. К ним принадлежат, в частности, задумчивость, непрактичность, склонность к отвлечённым рассуждениям и идеалистическому взгляду на мир, умение хорошо говорить, эрудированность. При этом автор специально отмечает то, что Яков, несмотря на наличие черт лишнего человека, вызывает скорее положительные эмоции, благодаря доброжелательности и готовности помочь другу, он кажется лишённым самолюбия и эгоизма. То, что Яков отличается от других тургеневских лишних людей, делает его оригинальным и позитивным героем.
Ключевые слова
Литературные типы, тургеневская романистика, европеизация России, лишний человек, проблема героя, романтизм, экзистенциализм, положительный герой, русский реализм, потерянное поколение, мировоззренческие представления, тема несчастной любви.