Скачать PDF

Аннотация

Внутренний мир героев динамичен и может быть условно дифференцирован на этапы: эмоциональные переживания, впечатления, работа воображения, формирование идейных убеждений. Последние вновь подвержены эмоциональному восприятию, что обеспечивает «замкнутый» душевный цикл. Указанные этапы по-разному выражены у героев, как доминантные или сопровождающие, но в совокупности все они определяют сложный тип «героя Достоевского».

В разных областях (философия, социология, психология, литературоведение) наиболее изучены закономерности в соотношении эмоциональных миров автора и героя. Перспективы развития эмоционального опыта, через впечатления, воображение, идеи и возвратное движение к эмоциям, восполняет представления о сложности душевного опыта героев Достоевского. Обзор его романов дает для этого богатый материал.

В «Бедных людях» преимущественно эмоциональные переживания центрального героя, Макара, изредка приводят его и к идеям как «вольным мыслям». В «Преступлении и наказании» для душевного мира Раскольникова характерно сложное взаимовлияние эмоций, впечатлений, работы воображения и теоретических идей. Князь Мышкин как уникальный герой романа «Идиот» сам является объектом эмоционального отношения со стороны всех остальных персонажей. Они им впечатляются, он будит их воображение, в нем видят идеолога. Но все ошибаются, поскольку он оказывается шире, многообразнее и глубже. В романах «Бесы» и «Братья Карамазовы» автором делается акцент на значимость воображения как составляющей душевного опыта героев. В то же время здесь художественно усложнен тип героя-идеолога (Ставрогин и Иван Карамазов). В итоговом романе гармоничное соотношение указанных факторов придано автором образу Алеши Карамазова. Это отвечало генеральному замыслу сделать его главным героем задуманной дилогии.

Ключевые слова

Эмоциональный опыт, впечатления, воображение, идеологизм, типизация.