Скачать PDF

Аннотация

В статье анализируется топика оды М. В. Ломоносова «на восшествие на престол императора Петра Феодоровича и на новый 1762 год». Указывается, что случайное совпадение во времени события общегосударственной значимости – смены власти в конце 1761 г. – и события, принадлежащего к сфере природно-бытийной, – смены лет, во-первых, дало развитию русской торжественной оды новый импульс; во-вторых, послужило дальнейшему развитию общеодической мифологии и «личной мифологии» Петра III; и это, в-третьих, позволяло транслировать создаваемые «мифы» в общественное сознание. Соединение в оде двух тем актуализировало древнейший миф об умирающем и воскресающем боге. Из новогодней поэзии, которая в России к тому времени существовала около 50 лет, в жанр оды пришел топос «нового счастья». На языке одических мифополитических иносказаний это означало, что счастье, приносимое Временем, «распределяет» в социуме Монарх. Тема новолетия влекла за собой и привычный для эонической поэзии мотив «подведения итогов ушедшего года». В оде он объединился с привычным уже для этого жанра топосом «исторической преемственности»: царствование правящего монарха представляется как результат славной и мудрой политики предшествующих монархов – Рюриковичей, но особенно Романовых, которым покровительствует Бог. В торжественных одах 1740-х гг. Ломоносовым были выработаны формы изображения благопожелания органично вобрали в себя соответствующие мотивы, в свою очередь составляющие «программу действий» для нового монарха. Успешной ассимиляции в оде подвергся и такой эонический топос, как «новогодняя молитва». Она включила в себя общеодические топосы «Божественного покровительства династии Романовых» и «праведной, богоизбранной самодержавной власти».

Ключевые слова

М. В. Ломоносов, тема счастья, жанр торжественной оды, одические топосы, новогодняя (эоническая) поэзия, мифопоэтика, мифополитика.