Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается содержание и структура мифа о счастье, отразившего стремление литературы 1930-х годов заменить старые стереотипы и представления на новые, сориентированные на коммунистическую перспективу. Подчеркивается, что формирование мифа происходило в нескольких направлениях. В относительно свободной детской литературе миф о счастье стал одной из форм литературного эскапизма, позволявшего реализовывать мечту о счастливой жизни в рамках удаленного от советской реальности условного пространства. В литературе официальной, бывшей частью советской идеологии, миф о счастье имел жизнестроительный и утопический планы. Жизнестроительная составляющая реализовалась в жанре производственного романа, воспевавшего счастье свободного труда, обретаемое в акте творения нового мира. С этой точки зрения в статье анализируются роман-хроника В. Катаева «Время, вперед!». Утопическое содержание мифа воплотилось в произведениях А. Платонова «Ювенильное море» и «Счастливая Москва», герои которых, как и герои В. Катаева, мечтают о счастье растворения личного в общем. Вместе с тем, используя подтекст, гиперболизацию, символы, поэтику абсурдной ситуации, А. Платонов перекодирует миф. Под его пером идиллия превращается в антиидиллию, создается концепция трагического мира-перевертыша, в котором редуцируется и мифологема «блаженной страны», и миф о счастливом материнстве и детстве. В статье отмечается, что и в «индустриальной» прозе миф о счастье имел амбивалентное звучание. В. Катаев ввел в него знаки скепсиса и сомнения, благодаря чему роман «Время, вперед!» приобрел апокалипсическую окраску.

Ключевые слова

А. Платонов, В. Катаев, производственный роман, утопия, идиллия, антиидиллия, детская литература.