Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_40

Аннотация

Цель исследования – сопоставительный анализ упоминания белого, черного и семи цветов небесной радуги в стихах русских поэтов разных эпох: от XVIII века до наших дней.

Четырьмя независимыми жюри выбраны шесть групп ведущих поэтов: XVIII века (10 поэтов); XIX века (10 поэтов пушкинской поры); первой трети ХХ века (15 поэтов Серебряного века); второй половины ХХ века (15 поэтов) и первых двух десятилетий XXI века – 14 российских поэтов и 10 русскоязычных зарубежных поэтов (всего 74 поэта с 3,7 миллиона словоупотреблений).

Введены новые понятия «цветовая лексическая норма» (ЦЛН), наиболее упоминаемые цвета в стихах поэтов данной эпохи, и «черно-белый коэффициент» (ЧБК), отношение частотности упоминаний лексем «черный» и «белый» в стихах поэтов. Для каждого поэта по репрезентативным корпусам стихов найдены частотности цветов, их суммы и определены ЦЛН эпох и ЧБК поэтов.

Установлена радуга русского поэтического языка из 9 основных цветов, расположенных по частоте их упоминания в стихах поэтов: белый, черный, красный, синий, зелёный, голубой, жёлтый, оранжевый и фиолетовый. Определено, что из 74 выбранных поэтов у большинства белый цвет встречается чаще (у 44-х поэтов), чем черный цвет (у 30-ти поэтов). Показано, что белый цвет увеличивает свой ранг от XVIII века (лидер – красный цвет) к XIX веку (лидер – черный цвет). Белый цвет становится лидером в самом живописном Серебряном веке русской поэзии и остаётся таковым до нашего времени. Приведены наблюдения возможной связи событий в жизни поэтов с частотой упоминания цвета в их стихах (белый цвет у А. Пушкина, красный – у В. Маяковского, черный – у И. Бродского).

Подтверждено статистически и показано на примерах, что Серебряный век является лидером по цветовому потенциалу и языковой энергетике, а в палитре поэтического языка триада цветов белый-чёрный-красный является основной на протяжении трёх веков русской поэзии. Полученные результаты позволяют, в частности, находить, «цветовые дыры» в языке поэтов (какие цвета не использовались поэтом), или быстро определять по приведенным таблицам частоты употребления цветов в языке ведущих русских поэтов XVIII – XXI веков.

Ключевые слова

Цветовая лексическая норма (ЦЛН), черно-белый коэффициент (ЧБК), радуга русского поэтического языка (ПЯ), «цветовая дыра» в ПЯ, сопоставительный анализ, частота употребления лексем цвета, русские и зарубежные поэты ХХI века.