DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_201
Аннотация
Топосы счастья являются объектом художественной игры в произведениях известных русских писателей-постмодернистов Вен. Ерофеева, Саши Соколова, Т. Толстой, В. Пелевина, М. Елизарова. Даже при самом поверхностном взгляде фелицитарные области их текстах обнаруживают специфические черты, полемичные по отношению к традиционными интерпретациям. Цель статьи – на материале постмодернистской прозы проанализировать, как под влиянием демифологизации и деконструкции трансформируется дискурс топосов счастья. В статье рассматривается одухотворенная, коррелирующая с народными представлениями об идеале семантика пространства Петушков в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки», микрокосм дачи, в котором герои чувствуют свое единение с природой и прекрасным, в романе Саши Соколова «Школа для дураков», модель гармонического сада-рая в сборнике Т. Толстой «На золотом крыльце сидели». Вместе с тем, отмечается, что недолговечная идиллия, отождествляемая с Божественным началом, уже в ранних постмодернистских текстах завершается изгнанием героев в мир лживости и безволия, в котором нормой существования становится ад отчужденности. Рассматривается деформация топосов счастья в текстах представителей т. н. «меланхолического» постмодернизма – В. Пелевина и М. Елизарова, убежденных в недостижимости гармонии в охваченном хаосом реальном мире. Подчеркивается, что в зрелом постмодернизме преобладают парадоксальные, релятивистские трактовки фелицитарных топосов. Ими становятся совокупности искусственных конструкций, существующих в сознании персонажей, не различающих реальное и виртуальное. В заключении делается вывод о смене ностальгического модуса в моделировании топоса счастья на иронический, акцентирующий возможность достижения счастья в бесконечном множестве параллельных миров.
Ключевые слова
Постмодернизм, деконструкция, счастье, Вен. Ерофеев, Саша Соколов, Т. Толстая, В. Пелевин, М. Елизаров.