DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_111
Аннотация
В статье посредством интертекстуального и мотивного анализа сравниваются шедевр русской романтической лирики и современная поп-рок песня. Основу их сюжета составляет встреча героя с Идеалом и результаты этой встречи. Главный интерес автора статьи сосредоточен на способах адаптации сюжета «высокой» классической поэзии к нуждам и запросам массовой культуры. Среди этих способов: вариации «на тему»; развитие мотивов; игра с образами; «заземление», «обытовление» и игнорирование философских и религиозно-мистических идей. Так, не локализованная в конкретном пространстве и времени пушкинская «история» переносится рок-музыкантом в пределы его собственного, реального города – Петербурга, который, следует заметить, всегда готов к явлению чудесного. Из сюжета «К***» изымается религиозно-философская составляющая, но при этом остаётся полумистический флёр, подчеркнутый самим названием песни. Сохраняется в песне и общеромантическая оппозиция «идеал и действительность», двоемирная конструкция художественного пространства и томление по идеалу – Sehnsucht. Герой «Виденья» несёт в себе стёршиеся приметы такого литературного романтического типа, как «лишний человек». В песне, в качестве happy-end’а, совмещены идеи разочарования в действительности и примирения с ней. Человеку массовой культуры чужды и не нужны сильные страсти, падения в «бездну», «восторжение» и «преображение», так же как и труднодостижимая, требующая постоянной духовной работы «полнота бытия». Можно предположить, что указанные способы и приёмы массовизации и популяризации идей и форм классической литературы являются общими и характерными для жанра популярной песни.
Ключевые слова
А. С. Пушкин, М. Леонидов, элитарная и массовая культура, интертекст, полнота бытия, романтизм, жанр популярной песни, история идей.