Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_111

Аннотация

Впервые с глобализацией (по крайней мере в сфере образования) человечество столкнулось в XII-XIII веках, когда возникновение университетов позволило выстроить единое европейское образовательное пространство. В России аналогичные процессы начались в XVIII веке, после подписанного Петром I Указа об учреждении Академии Наук с университетом и гимназией. К середине XIX века в стране сформировалась университетская система, состоящая только из государственных (императорских) учебных заведений, находившихся в ведении Министерства народного просвещении и подчинявшихся весьма суровому, общему для всех Уставу. Светский характер обучения, отсутствие традиционных для Европы богословских факультетов, широкое сословное представительство студенчества и изначальная связь образования с научными исследованиями стали причиной того, что университеты стали играть всё более важную роль в культурной и общественной жизни регионов. В статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования Варшавского императорского университета в XIX веке (связанные, прежде всего, с межнациональными отношениями, государственной национальной политикой и религиозным образованием) и анализируется, насколько заложенные традиции сохранились после эвакуации коллектива в Ростов-на-Дону в 1915 году. Внимание уделяется и процессам, происходящим в настоящее время в Южном федеральном университете (правопреемнике Варшавского-Ростовского). Среди них - реализация программ обучения по направлению «Теология», влияние университета на укрепление межнациональных связей и гармонизацию межэтнических отношений в регионе, активизация деятельности на международном рынке образовательных услуг, всё, что позволяет успешно вписаться в мировой образовательный процесс.

Ключевые слова

Университеты России, высшее образование, Варшавский университет, Ростовский государственный университет, Южный федеральный университет.