DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_88
Аннотация
В представленной статье анализируется соотношение памятника и пространства через призму нового урбанизма. Авторы, предпринимая попытку деконструкции городских пространств с целью выявления социокультурных артефактов и элементов пространства, создающих социально-значимый эстетический эффект, стремятся поставить целый ряд вопросов, которые могли бы в дальнейшем стать основой для обновленного дискурса о синергии социальности и эстетики в постглобальном мире. Взаимосвязи памятников, пространств и смыслов, которые они транслируют являются фокусом осмысления культурно-исторических процессов, а применительно к пространствам городов современной России, – отражают неоднозначность исторических процессов в России в XX веке и противоречивость социального и социально-экономического развития современных мегаполисов. Такое положение существенно осложняет выстраивание социально структурирующих социальных коммуникаций в современных городах. Авторы стремятся выявить и обозначить системные связи между социальными процессами и формирование новой пространственной эстетики городов, которая, с одной стороны, уже не может быть построенной как рефлексия экономического постиндустриализма в силу кризиса глобализации, во всяком случае, её экономического базиса. А с другой, – пространственная эстетика городов сейчас формируется в противостоянии с архаикой, которая уже не может ассоциироваться только с неурбанизированными пространствами и формирует внутригородские анклавы. Авторы видят главный риск развития городских пространств в том, что в условиях отсутствия доминирующего вектора социального развития вполне возможна и эстетическая хаотизация, формирование в городах эстетических «пустошей», наполняемых социальной архаичностью и не создающих полноценной социокоммуникационной среды.
Ключевые слова
Памятники, пространство, социокультурное пространство, новый урбанизм, новая эстетика.