Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_160

Аннотация

В статье рассматривается фелицитарная проблематика пьесы А. П. Чехова «Иванов» и одноименного фильма-экранизации В. Ф. Дубровицкого. Отмечая влияние на чеховское представление счастья таких философов, как Б. Паскаль и Г. Спенсер, опираясь на их конститутивные высказывания, автор статьи раскрывает мотивы поведения героев пьесы «Иванов», «несчастных людей», что в свою очередь способствует пониманию особенностей изображения персонажей в фильме В. Дубровицкого. Анализ шекспировских мотивов в произведении Чехова и фильме «Ивановъ» позволяет более глубоко рассмотреть проблему счастья с разных точек зрения: раскрываются психологический, эстетический, философский, коммуникативный аспекты взглядов на счастье и несчастье главного героя и других персонажей. В статье доказывается, что во многом представления персонажей «Иванова» о счастье являются «заданными»: они порождаются либо мнениями, сложившимися в социуме, либо воззрениями, навеянными стереотипами литературоцентричной эпохи. Счастье «лишних людей», то есть обывателей – картежников, пьяниц, охотников за наследством, ростовщиков – имеет вполне материальное обличье: прежде всего это деньги. Главный герой выделяется среди обывателей предельной честностью саморефлексии, остатками былой харизмы, занимая как бы промежуточное положение между исключительным героем, Гамлетом, и большинством. «Русский гамлет» испытывает чувство вины за свое состояние и постоянно вопрошает о причинах своей абулии и потери смысла жизни, но даже не делает попытки изменить свой «несчастливый удел», замыкаясь от мира в рамках рефлексии. Представление о счастье Иванова связано с поиском и потерей смысла жизни, попытками выбраться из выморочной повседневности, вырваться из-под власти неизвестных сверхличностных сил, как будто управляющих человеком.

Ключевые слова

А. П. Чехов, В. Ф. Дубровицкий, «Иванов», представление о счастье и несчастье, шекспировские мотивы, смысл жизни, выбор, обыватель.