Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_134

Аннотация

Автор статьи анализирует особенности воплощения художественной концепции счастья в драматургии А. Н. Островского. С самого начала творческого пути великий драматург обращался к фелицитарной проблематике, представленная в его произведениях концепция счастья может прояснить своеобразие национального мировосприятия и мироотношения русских людей, объяснить особенности их социального и бытового поведения, охарактеризовать их чаяния и надежды, составить мнение об их идеалах. Материалом для данного исследования, помимо драматических произведений («Не так живи, как хочется», «Праздничный сон – до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)», «Лес», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Снегурочка»), становятся публицистика и эпистолярное наследие драматурга. Во многом взгляды героев А. Н. Островского на счастье были сформированы патриархальным укладом жизни, фольклорными представлениями. Семейное счастье складывается, согласно народным идеалам, из сознания долга, терпения, верности, заботы друг о друге в болезни и здравии, ответственности за супруга. Своеволие, рожденное эгоистическими инстинктами, ведет к несчастью не только личному, но и окружающих людей. Для самого драматурга феномен счастья соотносился с феноменом творчества, с высокой миссией театрального искусства и художника. В творчестве А. Н. Островского счастье предстает в самых разных обликах (счастье как богатство, счастье как порядок, счастье как добродетель, счастье как успех, счастье как любовь, счастье как взаимопонимание, счастье как справедливость, счастье как творчество, счастье как благополучие, счастье как удовлетворенность желаний), из совокупности которых и складывается национальный образ счастья.

Ключевые слова

А. Н. Островский, феноменология счастья, драматургия, национальный идеал, купечество.