Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_19_1_182

Аннотация

В статье основное внимание сконцентировано на пьесе А. П. Чехова «Три сестры» (написана в 1900 г., первое издание 1901 г.) и на её постмодернистской трансформации, пьесе Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом» (написана в 1980 г., поставлена в 1983 г., год первого издания: 1991). Наша задача состоит в исследовании взаимоотношений пространственных элементов двух пьес, которые, по нашему мнению, способны помочь выявить сходства и различия в художественном механизме воздействия произведений. Исходя из утверждения В. Б. Катаева, согласно которому «[П]ьесы Чехова относятся ко всей последующей русской (и не только русской) драматургии XX века как единая метадрама», в нашем анализе мы рассмотрим пьесу «Три сестры» как «отправную точку», с которой связана пьеса «Три девушки в голубом». Мы попробуем определить тип этой связи, в первую очередь, с позиции пространственной поэтики, интерпретировать мотивацию трансформации «модели», чтобы раскрыть новый смысловой потенциал «посттекста». В анализе касаемся и вопроса о местах действия (дача, Москва, Коктебель), сравним их оформление с литературной традицией данных пространственных образов. Рассмотрим поэтику образов дачи и курортного места в прозе Чехова, сопоставим с приобретенным у Петрушевской новым значением этих элементов. Исследуем и семантическую многообразность Москвы как родного города, маркированного мотивами света и теплоты в пьесе «Три сестры». Мы попробуем найти ответ на вопрос, насколько в современной пьесе сохраняет этот образ данные свойства, каким образом трансформируется связанное с Москвой возможное значение в пьесе «Три девушки в голубом». В конце статьи мы сфокусируемся на присутствии трансцендентной сферы в мистических сновидениях Павлика.

Ключевые слова

Паратекст, дача как локус, коммуналка, крыша, Москва, курортное место, трансцендентное измерение.