Аннотация
Цель статьи – исследование специфики художественного осмысления темы жизни и смерти на войне и ее образно-символической репрезентации в современной видеопоэзии. Материалом для анализа послужил видеопоэтический ролик А. Юргайтиса «Элегия поэту», поэзия подводника А. Лебедева, фронтовые дневники подводника Г. Сенникова и видеоролик на стихи Ю. Друниной «Зинка». В результате установлено, что в поэзии и эго-документах подводников Великой Отечественной войны, как и в стихах современных поэтов, посвященных войне, жизнь и смерть становятся своеобразными мифоонтологическими категориями, при этом часто используется композиционный прием построения текста как диалога живого и мертвого (погибшего на войне) героя. Метод мифопоэтического анализа позволил доказать, что жизнь и смерть на войне описываются с помощью мифопоэтических и фольклорных образов. Традиционными образами-символами, связанными со смертью, в поэзии подводников являются образы сна-смерти, трупа, ладьи, свечи, моря. С мифологической дуальной оппозицией жизнь/смерть в военно-морской поэзии и фольклоре связаны образы подводной лодки как колыбели и/или лодки как гроба. Современные видеопоэты, вдохновленные поэзией фронтовиков, в своих стихах, посвященных войне, транслируют те же мифологические сюжеты и архетипические образы, что значительно усиливает суггестивный потенциал видеопоэтических роликов.
Ключевые слова
Видеопоэзия, поэзия Великой Отечественной войны, подводники, мифопоэтика, Алексей Лебедев, Алексей Юргайтис, Георгий Сенников.