Скачать PDF

Аннотация

В статье анализируются особенности воплощения темы страха в сценарном творчестве А. Старобинец, а также в созданных по нему художественных фильмах «Страна хороших деточек» (2013) и «Тварь» (2019). Актуальность исследования заключается в изучении специфики эстетики страшного в произведениях писательницы, считающейся одной из родоначальниц русского хоррора. В статье предлагается подход, позволяющий рассмотреть весьма непохожие друг на друга в жанровом отношении фильмы, снятые по сценариям А. Старобинец в свете весьма актуальной для современного общества проблемы кризиса семейных отношений. Сказочный видеоряд, яркое, красочное визуальное решение новогодней сказки-притчи «Страна хороших деточек», с одной стороны, и монохромный, холодный, враждебный героям мир саспенса «Тварь», с другой стороны, не исключает возможности сопоставления фильмов с точки зрения общности сквозных мотивов подмены, обмана, превращения. Игровая природа сценариев А. Старобинец позволяет увидеть близость хоронотопов кинопроизведений, погружающих зрителя в атмосферу зазеркалья, подчеркивающих зыбкость и неопределенность существования героев. Также в статье соотносятся мотивы и образы фильмов «Страна хороших деточек» и «Тварь» с западными кинематографическими прототипами. Авторы статьи указывают на оригинальность отечественной рецепции, выражающейся в гиперболизации и доведении до абсурда бытовых ситуаций, в сохранении связи сюжетов фильмов с российской реальностью, в которой невозможно переиграть «обыденного монстра», переделать мораль, по которой живут герои и общество, разрешить психологический конфликт, превращающий детей в чудовищ.

Ключевые слова

А. Старобинец, хоррор, сказка, видеоряд, кинематограф.