Аннотация
В статье исследуются этико-философские аспекты творчества рок-музыканта и поэта-поставангардиста Е. Летова. Подчеркивается, что русский авангард, в отличие от модернизма, в котором конечным стремлением художников было восстановление утраченной гармонии, приходит к типу художественного творчества, ориентированного на поэтизацию и постижение хаоса как универсальной формы человеческого существования. Демонстративное противостояние лирического героя Е. Летова и толпы анализируется как одна из значимых мировоззренческих проблем художника, остро ощущавшего «несовпадение» с эпохой, что, в свою очередь, вело его к отторжению от устоявшегося способа видения мира и человека. Также рассматривается летовская концепция развоплощенной, оторванной от мира личности, находящейся в поисках самоидентификации и утраченной целостности. Эгоцентрическая доминанта, стремление к независимости индивидуальной человеческой жизни, приводящие Е. Летова-художника к самоотрицанию, «стиранию» из мира, характеризуются как родственные установкам поэтов-футуристов В. Хлебникова и В. Маяковского. Акцентированная деиерархизация бытия анализируется как распад единства, обособление внутри него отдельных, претендующих на самостоятельность порядков, сближающая Е. Летова с мироощущением, присущим творчеству А. Введенского и Д. Хармса. Подчеркивается, что концепция «безумия» ОБЭРИУтов в сознании летовского лирического героя переходит на новый онтологический уровень, а сила эмоционального напряжения в сочетании с трагизмом реальной судьбы приводит поэта к особой конфликтности авангардистского построения образа мира, которая проявляется в деиерархизации всех подсистем летовских текстов (речевых, пространственно-временных, характерологических), в ослаблении причинных связей, в жанровых колебаниях и кризисах.
Ключевые слова
Летов, поставангард, конец истории мир-хаос, демифологизация.