Скачать PDF

Аннотация

В центре исследовательского внимания – закономерности употребления пословичных выражений в заголовках новостных сообщений интернет-пространства. Актуальность темы объясняется высокой востребованностью устойчивых выражений в интернет-коммуникации. Функционирование устойчивых выражений в медийном пространстве активно изучается, однако использование пословиц в новостных жанрах пока изучено недостаточно.

Новостные сайты играют большую роль в массовой коммуникации, и пословицы, используемые в новостных сообщениях сети, вносят немалую лепту в оживление этого коммуникативного процесса, так как служат специальными средствами привлечения внимания адресата.

Для формирования базы актуальных пословичных выражений были привлечены материалы толкового «Словаря русских пословиц» под редакцией профессора В. М. Мокиенко. Источником материала для анализа функционирования пословиц в речи послужили тексты новостных сообщений на специализированных сайтах.

Выявлено пять типов употребления пословицы в заголовке новостного сообщения: пословица представлена в заголовке в автономном употреблении без знаков препинания; пословица представлена в заголовке в автономном употреблении со знаком препинания; пословица употребляется в составе двойного названия; пословица используется как сегментированная единица заголовка; пословица используется как часть простого (в качестве фразовой номинации) либо сложного предложения-заголовка.

В заголовках пословицы могут использоваться как в каноническом, так и в трансформированном виде. Основными приемами трансформации пословиц в заголовках являются следующие: сокращение компонентного состава, распространение компонентного состава, замена компонента, буквализация переносного значения и переход утверждения в вопрос.

Ключевые слова

Пословица, новостной сайт, новостное сообщение, заголовок, текст, значение, трансформация.