Скачать PDF

Аннотация

Предмет данного исследования – осмысление подходов к созданию электронного лексикографического продукта для студентов-иностранцев, который предназначается для самостоятельного использования ими и обеспечивает мотивированное пополнение лексического запаса без привлечения преподавателя.

Цель сообщения – изложить представления о рациональной макро- и микроструктуре базового словаря для инофонов, к которым пришли участники студенческого проекта «Студент студента лучше поймет», разрабатываемого в Южном федеральном университете.

Основные методы исследования – структурно-логический, дефиниционный, лексикографический, метод анализа лексико-тематических групп, лингводидактический.

Основные результаты исследования заключаются в выявлении четырех принципов, которые представляются релевантными для разработки макро- и микро-структуры словаря названного типа: 1) соотнесенность словника с уровнем обучения инофонов, которая должна обеспечить не только адекватность самого перечня изучаемых лексических единиц, но и способствовать пониманию целевой аудиторией толкования осваиваемых единиц; 2) опора на тематическое расслоение лексики, что должно помочь в систематизации изучаемого материала в сознании инофона; 3) минимизация содержания каждого слота, обеспечивающая поддержание интереса у обучающегося и не вызывающая излишнего утомления материалом при его восприятии; 4) соединение в микроструктуре словаря поликодовой подачи материала: толкование должно осуществляться не только в вербальной (графической и аудиальной), но и в визуальной форме.

Новизна исследования заключается в обращении к созданию мультимедийного лексикографического источника как бифункционального средства обучения. С одной стороны, он предназначен для внедрения в образовательный процесс инофонов, а с другой – помогает участникам проекта осваивать теорию лексикографии и приобретать умения и навыки разработки лексикографической продукции. Практическая значимость работы видится в возможности использования ее в лексикографической практике и на занятиях по современному русскому языку в русскоязычной филологической аудитории.

Ключевые слова

Русский язык как иностранный, толковый словарь-самоучитель, макроструктура, целевая аудитория.