Скачать PDF

Аннотация

Содержание статьи составляют результаты реконструкции этических концептов «Боль» и «Любовь» как фрагментов индивидуальной картины мира. Лингвистическим материалом для реконструкции послужили написанные на русском языке песенные тексты рок-группы «Нервы». Феномен русского рока заключается в его исповедальном характере, к концу ХХ – началу ХХI века рок-поэзия в России становится площадкой для выражения уникальной картины мира, представляющей систему этических, эстетических и философских концептов, что делает рок-поэзию объектом когнитивно-дискурсивной лингвистики. Предмет исследования составляет совокупность слов и сверхсловных единиц, функционально связанных с экспликацией в текстах личностных концептов. Универсальность избранных для реконструкции концептов дает авторам статьи возможность обнаружить в ходе анализа уникальность концептуальных структур. К специфическим характеристикам реконструируемых концептов авторы относят их амбивалентность, с одной стороны, и неразрывное единство – с другой. Выявленный в ходе реконструкции двухполюсный концепт «Боль – Любовь» вполне предсказуемо соотносится в индивидуальной картине мира с аналогичным по структуре концептом «Жизнь – Смерть». Анализ лексической структуры песенных текстов позволил выявить уникальный набор средств экспликации концептуальных структур: в поисках небанальных средств самовыражения авторы текстов формируют на традиционной основе новые образы, упаковывая их в метафорические модели, детерминированные национальной культурой, но отличающиеся оригинальностью.

Ключевые слова

Личностная картина мира, лингвистика текста, концептуальный анализ, вербализация, метафорические модели.