Аннотация
«Зрелая» проза В. С. Маканина (1980–1990-е гг.) характеризуется творческим стремлением к художественной репрезентации экзистенциальных проблем, обусловленных социокультурными и историческими изменениям в современном мире, на фоне которых остро выявляется кризис духовной жизни человека [1; 6; 13]. В этой связи раскрытие сюжетообразующего значения ситуации познания в ее онтологическом и гносеологическом аспектах являет собой возможность раскрытия авторской картины мира относительно представлений о человеке и современной реальности в условиях осознания абсурдности бытия. Предметом научного исследования являются сюжетообразующие элементы ситуации познания в повести В. Маканина «Долог наш путь». Цель работы видится в выявлении сюжетообразующего значения ситуации познания в сюжетологическом (сюжетно-фабульная композиция, пространственно-временная семантика), и нарратологическом (повествовательная структура текста) аспектах. Изучение сюжетообразующей ситуации познания на фоне и в сравнении с экзистенциалистскими произведениями Ж.-П. Сартра и А. Камю позволяет выявить экзистенциальных характер художественного конфликта повести, возникающего в момент обнаружения человеком абсурда (хаоса). Уровень осознания абсурда (гносеологический или онтологический) обусловливает выбор героем способа самоопределения – бегство или сопротивление «без надежды на успех». Несмотря на признание абсурда как неотменяемого свойства бытия и сознания в авторской позиций доминирующим чувством оказывается чувство трагического гуманизма, что близко по своему нравственно-этическому пафосу философии абсурда А. Камю. В качестве метода исследования используется структурно-семиотический подход Ю. М. Лотмана, позволяющий раскрыть ключевые смыслы повествовательной логики событийности, художественно-коммуникативный подход (М. М. Бахтин, В. И. Тюпа и др.), а также метод филологической герменевтики, помогающий выявить смысловые значения событийных элементов художественного повествования.
Ключевые слова
Экзистенциализм, сюжет познания, абсурд, зло (хаос), Ж.-П. Сартр, А. Камю.