Скачать PDF

Аннотация

Экспериментальный характер искусства, предлагаемый авторам с приходом эстетики постмодернизма, естественным образом поощряет практику языковой игры. Языковая игра в XXI веке проникает во все сферы языковой деятельности индивида и становится языковой болезнью. В статье исследуется языковая игра в художественной литературе Андрея Аствацатурова, видного представителя русского постмодернизма. Цель исследования – охарактеризовать способы выражения каламбура, иллюстрируемые примерами из прозы писателя. Анализ, проведенный в ходе исследования, показывает, что каламбур представлен способами, кодифицированными в языковом обиходе. Авторский идиостиль характеризуется обыгрыванием многозначности, созвучий на фонетическом уровне, обыгрыванием паронимов. Игровые манипуляции в прозе А. Аствацатурова выступают как яркие средства языковой игры и отличаются своей многофункциональностью. Делаются выводы о продуктивности этого элемента языковой игры в творчестве современного автора. Лингвокреативное воспроизведение знакомых реципиенту лексем основано на ассоциативном восприятии значений слов. Обращаясь к изучению лексического структурного уровню каламбуров, выявляется их тесная связь с фонетическим, графическим, синтаксическим уровнями языка.

Ключевые слова

Каламбур, лексический уровень, языковая игра, постмодернизм, полисемия, паронимы, комическое.